О газете «Голос Общины»
Об общине РЕК
Вступление в общину
Спонсоры общины
Связаться с нами

Сайт общины
Галерея
Главная
На выборах в Квебеке победили сепаратисты (7.09.2012)
На выборах в Квебеке победили  сепаратистыЛаура ДЖАВАТХАНОВА

Когда в начале августа стало известно о том, что в нашей провинции Квебек в начале сентября будут проходить выборы в парламент, мало кто серьезно задумывался над этой новостью. Потому что в то время в провинции вовсю бастовали студенты, фокусируя все внимание общественности на себя, а также продолжался скандал, связанный с коррупцией в строительной отрасли провинции.
Итак, выборы состоялись. На парламентских выборах победила Parti Quеbеcois, которая получила 54 места в парламенте Квебека из 125 и сформировала правительство меньшинства. Премьер-министром Квебека впервые стала женщина. Полин Маруа, наряду с премьер-министрами Британской Колумбии и Альберты, пополнила ряды женщин премьер-министров.
Ее предвыборная программа заключалась в сокращении долга провинции, повышении налогов и защите местных компаний от поглощений со стороны иностранных конкурентов. Одно из предвыборных обещаний сепаратистов - проведение референдума о независимости Квебека.
Подробности...
Миньян по-кубински, или о чем говорил Фидель Кастро с главным раввином Израиля в 1994 году (7.09.2012)
Миньян по-кубински, или о чем говорил Фидель Кастро с главным раввином Израиля в 1994 годуЛев РОЖАНСКИЙ

- Есть одна вещь, о которой я хочу спросить, чтобы понять вас. Любопытство не дает мне покоя. Я знаю о вас все. Я знаю, что брат прятал вас в мешке и носил за спиной в концентрационных лагерях во время войны с германским фашизмом. Я знаю, что в детстве вы потеряли обоих родителей, а в возрасте восьми лет приехали в Палестину до того, как был создан Израиль. Но есть одна вещь, которой я не понимаю, и это я хочу услышать от вас самого. Как вы стали тем, кем вы стали?
Израиль-Меир Лау был застигнут врасплох. Вообще сама его встреча с команданте Фиделем в Гаване была поистине подарком судьбы. Главный ашкеназский раввин Израиля давно мечтал о том, чтобы попасть на Кубу и узнать, что сталось с когда-то процветавшей там еврейской общиной. Для бывшего узника Бухенвальда немаловажно было и то, что в годы гитлеровского антисемитского террора, когда для беглецов из рейха были закрыты почти все страны мира, Куба едва ли не в одиночестве принимала их и спасала еврейские жизни, в том числе туда бежали из Брно и родственники самого Лау. Ну а 1950-х годах Куба стала коммунистической, религиозная жизнь замерла, однако по разным обрывкам информации Лау знал, что незначительное количество его соплеменников в стране все-таки имеется. Поехать, однако, на Кубу для граждан Израиля, не имевшего с ней дипломатических отношений, было невозможным. Оставалось ждать и лелеять, по словам Лау, «искорку надежды». И действительно, возможность представилась – искомое разрешение главному раввину удалось получить через Каракас, куда он ездил выступать перед местной общиной и где кубинский посол оказался личным другом главы этой общины. И вот февраль 1994 года, улицы Гаваны без единой машины (американское эмбарго на бензин в действии), и только личный черный лимузин Фиделя с эскортом и израильским гостем внутри нарушает идиллическую тишину большого города...
Подробности...
Как ответит Иран? (7.09.2012)
Как ответит Иран?Лев РОЖАНСКИЙ

Два высших израильских политика привлекли в последние дни повышенное внимание американской прессы. Во-первых, Вашингтон впервые посетил с официальным визитом новоназначенный заместитель премьер-министра Израиля Шауль Мофаз, а во-вторых, обширное интервью дал газете The Washington Post министр обороны еврейского государства Эхуд Барак. Естественно, сразу всплывал вопрос об Иране.
«Знаете ли вы, - спросила последнего журналистка Лалли Веймут, - когда иранская ядерная программа зайдет слишком далеко, чтобы суметь что-нибудь с этим сделать?»
Ответ был дан такой: «Как известно всем нам, аятолла Хаменеи пока не отдал приказ приступить к реальному изготовлению этого оружия или взрывных устройств. Это потому, что они считают, что если они попытаются осуществить прорыв к ядерному военному потенциалу, то Америка или Израиль, или кто-нибудь еще, вероятно, начнет обдумывать шаги для того, чтобы их остановить. Сейчас они стремятся добиться некоего физического иммунитета против точечных ударов путем укрытия соответствующих мощностей глубоко под землей, рассеивания мест их дислокации в разных частях страны, строительства как можно большего количества центрифуг и накапливания низкобогащенного урана. То есть, они стремятся к созданию определенной избыточности, того, что я назвал бы “зоной иммунитета”. … Это означает такое положение, при котором ни Израиль, ни, вероятно, даже Америка не смогут заблокировать их программу точечными ударами. Как только Хаменеи достигнет такого положения, он фактически может быть уверен в том, что перешел точку невозвращения и окажется в роли скорее Северной Кореи или Пакистана, чем Ирака или Сирии».
Подробности...
ПУТЬ К СВОБОДЕ (20.06.2012)
ПУТЬ К СВОБОДЕ

Важное событие в истории Квебека отметили члены Национальной Ассамблеи Квебека. По инициативе представителей трех партий: Лоренса Бергмана (Lawrence Bergman) от Либеральной партии (QLP), Силвана Симара (Sylvain Simard) от партии Квекцев (PC), Бенуа Шаре (Benoit Charette), от новой партии Коалиция Авенир (CAQ) и двух независимых депутатов Пьера Курзи (Pierre Curzi) и Лизетт Лапонт (Lisette Lapointe), отметить торжественной церемонией 180-летие эмансипации евреев в Квебеке.
5 июня 1832 года Законодательное собрание Нижней Канады (Квебек), под председательством Луи-Жозеф Папино (Louis-Joseph Papineau), лидера Патриотов, приняли новаторский закон, устанавливающий полные гражданские, политические и религиозные права для евреев Квебека.
Этот закон представлен в конце длинной борьбы Иезекииля Харта, еврея, который дважды избирался от округа Труа Ривьер и которому дважды запрещали присутствовать в законодательном органе. Этот закон проложил путь для многих прав и свобод всех квебекцев.
Все присутствующие торжественного заседании единогласно отметили:
«Как квебекцы, мы гордимся единогласным решением признать исторический, важный вклад евреев в Квебеке это важная историческая память Квебека, когда в 1832 году в Квебеке произошло освобождение угнетенного еврейства».
Это глубоко символично то, что Национальное собрание решило отметить 180 лет со дня принятия в 1832 году Закона предоставления евреям равноправия в Квебеке и предоставив им полную религиозную и политическую свободу.
Путь к свободе Канадских евреев начался задолго до этого исторического события.

Подробности...
Хезболлаленд (20.06.2012)
Лев РОЖАНСКИЙ

ХезболлалендКогда граница между Ливаном и Израилем была открыта, Ворота Фатимы служили пропускным пунктом, и тысячи ливанцев пользовались ими в обе стороны. Многие имели разрешения на работу в Израиле, жизнь казалась почти нормальной, но только потому, что в Южном Ливане, считавшемся «зоной безопасности», находились тогда израильские войска. Особо безопасно там, правда, не было – периодические нападения боевиков «Хезболлы» изводили не только военных, но и израильское общественное мнение. Наконец победивший на выборах 1999 года Эхуд Барак дал команду на отвод войск из Ливана – однако прогадал и он, и поддерживавшие его левые израильтяне: вместо ливанской армии, которая по идее должна была взять под контроль южную зону, сюда пришла «Хезболла». Американский журналист Майкл Тоттен увидел Ворота Фатимы замотанными крученой проволокой на высоте двух этажей – в проволоке здесь и там торчали застрявшие булыжники, ибо со всего арабского мира сюда ездили желающие запустить камнем в Израиль. Это был уже 2005-й год.
В своей книге «Дорога к Воротам Фатимы» (The Road to Fatima Gate: The Beirut Spring, the Rise of Hezbollah, and the Iranian War against Israel. By Michael Totten / Encounter Books. New York-London) Тоттен рассказывает, как он в первый раз оказался в этом месте, куда его привезла ливанская журналистка Лина.

Подробности...
(20.06.2012)
ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР

ШАХМАТНЫЙ ТУРНИРПри шахматном клубе Объединенной общине русскоговорящих евреев Квебека прошел сеанс одновременной игры с мастером Квебека, призером юношеских чемпионатов Украины Александром Левковским.
Турнир прошел при поддержке YM-YWHA.
Перед началом турнира мастер Левковский дал подробную информацию о шахматной активности в Квебеке и Канаде, а также о предстоящих международных соревнованиях, которые пройдут у нас в Монреале.
В следующем номере газеты, наш постоянный шахматный обозреватель Александр Левковский подготовит подробный шахматное обозрение.
НА ФОТО: (справа) момент игры, (слева) мастер Левковский с участниками турнира, трое из них, Владимир Чинов, Роман Нахамчин и Филипп Новиков по результатам игры получили спортивные трофеи.
ОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫ (20.06.2012)
ОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫЛаура ДЖАВАТХАНОВА

Летние Олимпийские игры 2012, тридцатые по счету, пройдут в Лондоне, столице Великобритании с 27 июля по 12 августа. Лондон станет первым городом, который примет игры уже третий раз (до этого они проходили там в 1908 и 1948 годах).
Приём заявок городов-кандидатов был завершён 15 июля 2003 года. К этому моменту желание принять у себя Игры выразили 9 городов: Гавана, Стамбул, Лейпциг, Лондон, Мадрид, Москва, Нью-Йорк, Париж и Жанейро.
18 мая 2004 года комитет после оценки всех поданных заявок выбрал 5 городов, из которых предстояло сделать выбор на 117-й сессии МОК в июле года в Сингапуре. Этими 5 городами стали Мадрид, Москва, Нью-Йорк, Париж и Лондон.
Кандидатура Лондона была выбрана июля 2005 года. Единственным главой правительства, кто лично представлял заявку своей страны, стал в Сингапуре тогдашний Великобритании Тони Блэр.
Подробности...
Можно скрывать и счастье, и несчастье... (20.06.2012)
Элла БАЗЛОВ

Об этом мы говорили в один из майских четвергов в клубе.
Лидия Дилекторская. Имя ее известно далеко не каждому, но те, кому посчастливилось жить в Петербурге и посещать Эрмитаж, несомненно, должны вспомнить чудесный женский портрет: лицо, разделенное на две половины, темную и светлую, чуть раскосые глаза и пышные волосы.
О том, кем была эта женщина, и как ее портрет попал в Эрмитаж, рассказала Нина Рыбалко.
Нина - наш постоянный лектор, от нее мы узнали последние московские новости, когда она вернулась из столицы, в марте, к женскому дню, она поведала историю женщины, изменившей мир, - Голде Мейер. Любая тема, к которой обращается Рыбалко, преподносится нам необыкновенно эмоционально и надолго остается в нашей памяти, ибо она умеет акцентировать внимание на мельчайших деталях, которые и на самом деле столь не маловажны в нашей бурной жизни. В нижеследующей статье постараюсь изложить самое главное из лекции Нины.
Подробности...
Вечно живые (20.06.2012)
Вечно живыеЛаура ДЖАВАТХАНОВА

Моя собеседница Людмила Фишман – очень тонкий и талантливый художник, чьи работы выставлялись во Франции, Испании, России, США и Канаде. Людмила Фишман – лауреат многих наград и премий. В преддверии празднования 9 Мая, конечно же, наш разговор затронул тему войны.
- Людмила, я знаю, что Вы присутствовали на недавней встрече с ветеранами, организованной Марком Гройсбергом, и поразили всех своими молниеносными зарисовками. Скажите, желание пойти на встречу с ветеранами возникло спонтанно?
- Конечно же, нет. Я случайно прочла заметку в газете «Голос общины» о том, что состоится встреча с ветеранами, которую ежегодно организовывает мною очень уважаемый Марк Гройсберг, возглавляющий организацию русскоязычных ветеранов. Вообще, я бы хотела сказать ему большое спасибо за его неоценимую помощь ветеранам, он им действительно помогает. И я тоже, в свою очередь, очень захотела пойти на эту встречу, увидеться с ветеранами. Ведь они такие живые! Я вообще люблю рисовать все живое, люблю жизнь! Люблю красоту в живом! А какие глаза у ветеранов! Несмотря на то, какие ужасы войны им пришлось увидеть, их глаза светятся жизнью!
Подробности...
ОНИ ВОЕВАЛИ С ФАШИЗМОМ (1.05.2012)
ОНИ ВОЕВАЛИ С ФАШИЗМОМЗиновий РОГОВ

К 67-й годовщине Великой Победы

Часть I. ЕВРЕИ ПОЛЬШИ В ПОДПОЛЬЕ И ПАРТИЗАНСКОМ ДВИЖЕНИИ

15 сентября 1935г. рейхстаг фашистской Германии единогласно одобрил «Закон о гражданстве рейха» и «Закон об охране германской крови». Оба эти закона носили ярко выраженный антисемитский характер. Они и последовавшие за ними 12 постановлений запрещали евреям работать по большинству профессий, свободу перемещения, лишали их недвижимости и разрешали использовать молодых евреев и евреек на тяжелых работах в металлургии и химической промышленности.
Сквозь «железный занавес» до советских евреев эти фашистский новости прорывались как слухи. Одни им верили, другие не верили, а третьи утверждали, что с советскими евреями такое никогда не случится.
Но не за горами было то время, когда Советский Союз и фашистская Германия совершат четвертый раздел суверенной Польши и многие сотни тысяч евреев попадут в гетто, из которых они будут перемещены в концлагеря смерти, где будут истреблены. Другие многие сотни тысяч станут беженцами и будут погибать от холода и голода в Сибири на лесоповалах, а самые босые и голые убегут на юг и в Ташкенте найдут кров и хлеб у подвижников.
До четвертого раздела Польши в ней проживало 3 миллиона 350 тысяч евреев. Раздел Польши не только сблизил польских и советских евреев, но и объединил их в борьбе с самым страшным врагом. В этой борьбе не имело значения, на каких территориях (польских или советских) и чьими силами (подпольями, партизанскими отрядами) она велась. Так, некоторые польские евреи воевали в советских партизанских отрядах, а советские офицеры возглавляли партизанское движение в Польше.
Отношение фашистов к евреям на оккупированных территориях Советского Союза и слухи, долетавшие до советских евреев из-за «железного занавеса» в предвоенные годы, открыли суть гитлеровской политики, направленной на уничтожение еврейского народа.
Подробности...
«Я поклялся себе, что вернусь сюда только как солдат армии освобождения» (1.05.2012)
«Я поклялся себе, что вернусь сюда только как солдат армии освобождения»«Я поклялся себе, что вернусь сюда только как солдат армии освобождения»Лев РОЖАНСКИЙ

Лето 1933-го года в Германии. Двое молодых людей – девушка и ее приятель – путешествуют по живописному району Шпессарт, что в Баварии. Любуются природными красотами, на ночь останавливаются в местных гостиничках, где регистрируют себя, как принято, женою и мужем. Однажды перекусывают в пивнушке, за длинным столом, кроме них, несколько здоровяков, по всей видимости, лесорубов, которые, опрокидывая кружку за кружкой, горланят песни. Поют и припевают: «Вот пустить бы кровь еврею, все и станет хорошо!» Тут парень вскидывается и заявляет: «Ну-ка доставайте свои ножи! Я и есть еврей!» Наступает молчание, все присутствующие в шоке. Потом один из гуляк заговаривает: «Я здесь главный, и в этом ваше счастье, иначе вам бы несдобровать. Немедленно уходите с моей территории. Вас проводят до ее границы и убедятся, что вы убрались отсюда». Они покидают это место моральными победителями, но девушка вся дрожит. У нее темные волосы и темные глаза, однако, она христианка. Это последний раз, когда она проводит время со своим возлюбленным Хансом Йонасом перед его эмиграцией в Палестину.
Подробности...
МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ..... (1.05.2012)
Элла БАЗЛОВ

Westbury 5700, Cummings Centre for Siniorsw. По этому адресу еженедельно по четвергам собираются те, кому по жизни никогда не бывает скучно, те, кому есть что поведать друзьям и что обсудить с единомышленниками. К сожалению, мало, кто может похвастаться знанием английского или французского, поэтому границей общения для людей уважаемого возраста, которую столь сложно перейти, является язык. Проблема одиночества в золотом возрасте - одна из главных в новой стране, поэтому очень важно иметь того, кто поймет тебя и поддержит. Для дружеского общения, обмена новостями да и просто побеседовать спешат с разных концов города наши «сеньоры» в свой клуб, который и называют своим вторым домом. С первых дней существования клуба в нем установилась добрая и сердечная атмосфера, тепло и взаимопонимание здесь особое....
Подробности...
«Продаже или обмену не подлежит» (Тысячелетняя жизнь «Короны Алеппо») (1.04.2012)
«Продаже или обмену не подлежит» (Тысячелетняя жизнь «Короны Алеппо»)Лев РОЖАНСКИЙ

«Книгой, на которую я опирался при проверке свитков, является хорошо известный кодекс в Египте, содержащий двадцать четыре книги [Библии] и находившийся в Иерусалиме в течение ряда лет, на который опирались все, потому что он был выверен Бен Ашером, каковой трудился над ним со тщанием многие годы и выверял всякий раз, когда с него делали копии. Этот кодекс был тем самым текстом, на который я опирался, когда сам, основываяь на правилах, переписывал Свиток Закона»
Рабби Моше бен Маймон (Моисей Маймонид)
Подробности...
Между Лондоном и Иерусалимом: из истории английского филосемитизма (1.04.2012)
Между Лондоном и Иерусалимом: из истории английского филосемитизмаЛев РОЖАНСКИЙ


«Мы обязаны научиться взирать на эту нацию глазами почитания и любви; мы обязаны уважать их как потомков народа, породившего поэтов, таких как Исайя и Иоэль, царей – таких как Давид и Осия, и пророков – таких как Иосиф, Даниил и Неемия; но более всего – как ту избранную расу людей, из которой вышел во плоти Спаситель мира». Так писал в начале1839 года лорд Эшли, член парламента, высокородный аристократ и один из лидеров британских евангелистов, который инициировал движение за возвращение евреев (Restoration of Jews) в Палестину. Свое немалое политические влияние он использовал для укрепления британского - читай: христианского - присутствия на Святой Земле, которая, по его убеждению, основанному на евангельских пророчествах, должна быть заселена евреями. И надо же такому случиться, что первым епископом, отправленным служить в Иерусалиме, стал крещеный английский еврей Майкл Соломон Александер, сын раввина и сам бывший раввин! Восторг лорда Эшли был неподдельным: как замечательно, писал он в своем дневнике, «видеть урожденного еврея назначенным Церковью Англии нести обратно в Святой Град истины и благословения, которые были дарованы из него язычникам». Большую активность для обеспечения английского патронажа возвращению евреев на их историческую родину этот политик, ставший к тому времени графом Шефтсбери, развил во время Крымской войны – его идея состояла в том, чтобы убедить Османскую империю уступить часть ее владений для поселения там евреев. В знаменитом отрывке из его дневника говорится: «Сирия [ее частью была тогда Палестина] “прозябает без насельника”; эти обширные и плодородные земли вскоре останутся без правителя, без известной и признаной власти, дабы стать во главе их. Эта территория может достаться кому угодно; можно ли отдать ее какому-нибудь европейскому властителю? какой-нибудь из колоний Америки? какому-нибудь суверену или племени из Азии? ... Нет, нет, нет! Это земля без народа; и ныне Бог в мудрости и милосердии своей указует нам на народ без земли. Это его собственный любимый им некогда, нет, любимый и посейчас народ, это дети Авраама, Исаака и Иакова».
Да, все так – именно здесь, произнесенный сионистом христианским, мы видим прославленный впоследствиии лозунг сионистов еврейских: «Земля без народа для народа без земли». А сам этот пассаж приводится, как, впрочем, и множество других примечательных свидетельств и высказываний, в недавно вышедшей книге Гертруды Химмельфарб «Народ Книги. Филосемитизм в Англии от Кромвеля до Черчилля» (The People of the Book: Philosemitism in England, from Cromwell to Churchill. By Gertrude Himmelfarb / Encounter Books, New York-London).
Сегодня под Народом Книги разумеются обычно евреи, унаследовавшие древнюю Тору. (Заметим в скобках, что «народами книги» называются в Коране и евреи, и христиане.) Однако в контексте английской истории данный термин приобретает другое значение. Английские протестанты, в особенности пуритане, пишет Гертруда Химмельфарб, с гордостью приняли его для себя, подчеркивая тем самым, что центром их культуры была Библия и что это отделяло их от католиков и иностранцев. «Англия, - по замечанию историка Джона Ричмонда Грина, - стала народом книги, и этой книгой была Библия. Тогда это была единственная английская книга, которая была известна каждому англичанину: ее читали в церквях и читали дома, и всюду ее слова, когда они падали на уши, не утратившие еще способности слушать, воспламеняли немедленное сопереживание. То, что сотворило на континенте возрождение античной учености, было сделано в Англии на куда более глубоком уровне переводом Писания». Приведя эту цитату, Химмельфарб приглашает своих читателей, особенно неевреев, поразмышлять над подразумеваемой цепочкой аргументации. «Перевод Библии на английский язык [в 1611 году, так называемая версия короля Иакова] был английским Возрождением, основой всей последующей английской культуры, - указывает рецензент “Народа Книги” в журнале Commentary Дэвид Фрам. - Библия – это работа евреев, и наибольшая часть ее – это священный текст иудаизма. Без евреев и иудаизма никакой Англии бы не было. Таким образом, когда нынешние англичане оскорбляют евреев, они оскорбляют сами себя и свое собственное общество».
Увы, добрая старая Англия в наши дни переживает другое «Возрождение» - антисемитские предубеждения вновь здравствуют, отказавшиеся от национальных религиозных и культурных корней, левые интеллектуалы вовсю полощат еврейское государство, за которое прежде, можно сказать, ломали копья виднейшие английские политики, а столицу на Темзе с грустной насмешкой называют теперь Лондонистаном. Кто бы помнил сегодня в туманном Альбионе о достойной традиции английского филосемитизма, симпатии к евреям, о богатой, несравнимой по объему ни с одной другой страной филосемитской литературе, «отражающей принципы и политику, что сделали современную Англию образцом либерализма и толерантности»? Вот и решила рассказать об этих далеко не самых худших страницах английской истории Гертруда Химмельфарб, почетный профессор Нью-Йоркского университета, создатель изобилия книг и статей, да еще и на 90-м году жизни.
Подробности...
Свет Хануки (23.01.2012)
Свет ХанукиС приветственным словом выступила Елена Фотопулос, а первую ханукальную свечу зажгли Генеральный консул Израиля Йоэл Лион, раввин Израиль Сирота, Марк Гройсберг и Настя Гудиненко.
Концерт прошел в очень теплой и дружественной атмосфере.



Совсем недавно, т.е. в конце декабря, а по еврейскому календарю в конце месяца кислев евреи всего мира праздновали один из красивейших праздников - Хануку. Он посвящен успешному восстанию и освобождению Иерусалима во времена Маккавеев.
В более же широком смысле этого слова в эти дни - самые темные дни года, когда в природе постепенно происходит поворот от тьмы к свету и увеличение светлого времени суток, праздник посвящен победе света над тьмой.
Как-то мне попалось очень интересное высказывание по поводу праздника Ханука рава Меира Брука из Нью-Йорка:
- В религиозном иврите есть важная форма благодарности. Вместо «спасибо» (на иврите «тода») человеку говорят:
"Яшар коах" (или в совсем точной версии "Йейишар кохеха"). Перевод этой фразы: "Прямой силы тебе". Как нам понять смысл этих слов?
Когда человек решает вложить усилия (время, деньги, чувства) в какое-то дело, всегда на пути реализации оказываются препятствия. И значительная часть усилий тратится не на само дело, а на преодоление препятствий. И пожелание "Яшар коах" обозначает: "Чтобы твоя сила шла прямо на дело, а не расходовалась на борьбу с трудностями". Не правда ли - замечательное пожелание!
Подробности...
Warning: Unknown: open(/home/content/83/3529883/tmp/sess_6khlccon01rson5hru6141i3f6, O_RDWR) failed: No such file or directory (2) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct () in Unknown on line 0