О газете «Голос Общины»
Об общине РЕК
Вступление в общину
Спонсоры общины
Связаться с нами

Сайт общины
Галерея
История
Можно скрывать и счастье, и несчастье... (20.06.2012)
Элла БАЗЛОВ

Об этом мы говорили в один из майских четвергов в клубе.
Лидия Дилекторская. Имя ее известно далеко не каждому, но те, кому посчастливилось жить в Петербурге и посещать Эрмитаж, несомненно, должны вспомнить чудесный женский портрет: лицо, разделенное на две половины, темную и светлую, чуть раскосые глаза и пышные волосы.
О том, кем была эта женщина, и как ее портрет попал в Эрмитаж, рассказала Нина Рыбалко.
Нина - наш постоянный лектор, от нее мы узнали последние московские новости, когда она вернулась из столицы, в марте, к женскому дню, она поведала историю женщины, изменившей мир, - Голде Мейер. Любая тема, к которой обращается Рыбалко, преподносится нам необыкновенно эмоционально и надолго остается в нашей памяти, ибо она умеет акцентировать внимание на мельчайших деталях, которые и на самом деле столь не маловажны в нашей бурной жизни. В нижеследующей статье постараюсь изложить самое главное из лекции Нины.
Подробности...
ОНИ ВОЕВАЛИ С ФАШИЗМОМ (1.05.2012)
ОНИ ВОЕВАЛИ С ФАШИЗМОМЗиновий РОГОВ

К 67-й годовщине Великой Победы

Часть I. ЕВРЕИ ПОЛЬШИ В ПОДПОЛЬЕ И ПАРТИЗАНСКОМ ДВИЖЕНИИ

15 сентября 1935г. рейхстаг фашистской Германии единогласно одобрил «Закон о гражданстве рейха» и «Закон об охране германской крови». Оба эти закона носили ярко выраженный антисемитский характер. Они и последовавшие за ними 12 постановлений запрещали евреям работать по большинству профессий, свободу перемещения, лишали их недвижимости и разрешали использовать молодых евреев и евреек на тяжелых работах в металлургии и химической промышленности.
Сквозь «железный занавес» до советских евреев эти фашистский новости прорывались как слухи. Одни им верили, другие не верили, а третьи утверждали, что с советскими евреями такое никогда не случится.
Но не за горами было то время, когда Советский Союз и фашистская Германия совершат четвертый раздел суверенной Польши и многие сотни тысяч евреев попадут в гетто, из которых они будут перемещены в концлагеря смерти, где будут истреблены. Другие многие сотни тысяч станут беженцами и будут погибать от холода и голода в Сибири на лесоповалах, а самые босые и голые убегут на юг и в Ташкенте найдут кров и хлеб у подвижников.
До четвертого раздела Польши в ней проживало 3 миллиона 350 тысяч евреев. Раздел Польши не только сблизил польских и советских евреев, но и объединил их в борьбе с самым страшным врагом. В этой борьбе не имело значения, на каких территориях (польских или советских) и чьими силами (подпольями, партизанскими отрядами) она велась. Так, некоторые польские евреи воевали в советских партизанских отрядах, а советские офицеры возглавляли партизанское движение в Польше.
Отношение фашистов к евреям на оккупированных территориях Советского Союза и слухи, долетавшие до советских евреев из-за «железного занавеса» в предвоенные годы, открыли суть гитлеровской политики, направленной на уничтожение еврейского народа.
Подробности...
«Я поклялся себе, что вернусь сюда только как солдат армии освобождения» (1.05.2012)
«Я поклялся себе, что вернусь сюда только как солдат армии освобождения»«Я поклялся себе, что вернусь сюда только как солдат армии освобождения»Лев РОЖАНСКИЙ

Лето 1933-го года в Германии. Двое молодых людей – девушка и ее приятель – путешествуют по живописному району Шпессарт, что в Баварии. Любуются природными красотами, на ночь останавливаются в местных гостиничках, где регистрируют себя, как принято, женою и мужем. Однажды перекусывают в пивнушке, за длинным столом, кроме них, несколько здоровяков, по всей видимости, лесорубов, которые, опрокидывая кружку за кружкой, горланят песни. Поют и припевают: «Вот пустить бы кровь еврею, все и станет хорошо!» Тут парень вскидывается и заявляет: «Ну-ка доставайте свои ножи! Я и есть еврей!» Наступает молчание, все присутствующие в шоке. Потом один из гуляк заговаривает: «Я здесь главный, и в этом ваше счастье, иначе вам бы несдобровать. Немедленно уходите с моей территории. Вас проводят до ее границы и убедятся, что вы убрались отсюда». Они покидают это место моральными победителями, но девушка вся дрожит. У нее темные волосы и темные глаза, однако, она христианка. Это последний раз, когда она проводит время со своим возлюбленным Хансом Йонасом перед его эмиграцией в Палестину.
Подробности...
МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ..... (1.05.2012)
Элла БАЗЛОВ

Westbury 5700, Cummings Centre for Siniorsw. По этому адресу еженедельно по четвергам собираются те, кому по жизни никогда не бывает скучно, те, кому есть что поведать друзьям и что обсудить с единомышленниками. К сожалению, мало, кто может похвастаться знанием английского или французского, поэтому границей общения для людей уважаемого возраста, которую столь сложно перейти, является язык. Проблема одиночества в золотом возрасте - одна из главных в новой стране, поэтому очень важно иметь того, кто поймет тебя и поддержит. Для дружеского общения, обмена новостями да и просто побеседовать спешат с разных концов города наши «сеньоры» в свой клуб, который и называют своим вторым домом. С первых дней существования клуба в нем установилась добрая и сердечная атмосфера, тепло и взаимопонимание здесь особое....
Подробности...
«Продаже или обмену не подлежит» (Тысячелетняя жизнь «Короны Алеппо») (1.04.2012)
«Продаже или обмену не подлежит» (Тысячелетняя жизнь «Короны Алеппо»)Лев РОЖАНСКИЙ

«Книгой, на которую я опирался при проверке свитков, является хорошо известный кодекс в Египте, содержащий двадцать четыре книги [Библии] и находившийся в Иерусалиме в течение ряда лет, на который опирались все, потому что он был выверен Бен Ашером, каковой трудился над ним со тщанием многие годы и выверял всякий раз, когда с него делали копии. Этот кодекс был тем самым текстом, на который я опирался, когда сам, основываяь на правилах, переписывал Свиток Закона»
Рабби Моше бен Маймон (Моисей Маймонид)
Подробности...
Между Лондоном и Иерусалимом: из истории английского филосемитизма (1.04.2012)
Между Лондоном и Иерусалимом: из истории английского филосемитизмаЛев РОЖАНСКИЙ


«Мы обязаны научиться взирать на эту нацию глазами почитания и любви; мы обязаны уважать их как потомков народа, породившего поэтов, таких как Исайя и Иоэль, царей – таких как Давид и Осия, и пророков – таких как Иосиф, Даниил и Неемия; но более всего – как ту избранную расу людей, из которой вышел во плоти Спаситель мира». Так писал в начале1839 года лорд Эшли, член парламента, высокородный аристократ и один из лидеров британских евангелистов, который инициировал движение за возвращение евреев (Restoration of Jews) в Палестину. Свое немалое политические влияние он использовал для укрепления британского - читай: христианского - присутствия на Святой Земле, которая, по его убеждению, основанному на евангельских пророчествах, должна быть заселена евреями. И надо же такому случиться, что первым епископом, отправленным служить в Иерусалиме, стал крещеный английский еврей Майкл Соломон Александер, сын раввина и сам бывший раввин! Восторг лорда Эшли был неподдельным: как замечательно, писал он в своем дневнике, «видеть урожденного еврея назначенным Церковью Англии нести обратно в Святой Град истины и благословения, которые были дарованы из него язычникам». Большую активность для обеспечения английского патронажа возвращению евреев на их историческую родину этот политик, ставший к тому времени графом Шефтсбери, развил во время Крымской войны – его идея состояла в том, чтобы убедить Османскую империю уступить часть ее владений для поселения там евреев. В знаменитом отрывке из его дневника говорится: «Сирия [ее частью была тогда Палестина] “прозябает без насельника”; эти обширные и плодородные земли вскоре останутся без правителя, без известной и признаной власти, дабы стать во главе их. Эта территория может достаться кому угодно; можно ли отдать ее какому-нибудь европейскому властителю? какой-нибудь из колоний Америки? какому-нибудь суверену или племени из Азии? ... Нет, нет, нет! Это земля без народа; и ныне Бог в мудрости и милосердии своей указует нам на народ без земли. Это его собственный любимый им некогда, нет, любимый и посейчас народ, это дети Авраама, Исаака и Иакова».
Да, все так – именно здесь, произнесенный сионистом христианским, мы видим прославленный впоследствиии лозунг сионистов еврейских: «Земля без народа для народа без земли». А сам этот пассаж приводится, как, впрочем, и множество других примечательных свидетельств и высказываний, в недавно вышедшей книге Гертруды Химмельфарб «Народ Книги. Филосемитизм в Англии от Кромвеля до Черчилля» (The People of the Book: Philosemitism in England, from Cromwell to Churchill. By Gertrude Himmelfarb / Encounter Books, New York-London).
Сегодня под Народом Книги разумеются обычно евреи, унаследовавшие древнюю Тору. (Заметим в скобках, что «народами книги» называются в Коране и евреи, и христиане.) Однако в контексте английской истории данный термин приобретает другое значение. Английские протестанты, в особенности пуритане, пишет Гертруда Химмельфарб, с гордостью приняли его для себя, подчеркивая тем самым, что центром их культуры была Библия и что это отделяло их от католиков и иностранцев. «Англия, - по замечанию историка Джона Ричмонда Грина, - стала народом книги, и этой книгой была Библия. Тогда это была единственная английская книга, которая была известна каждому англичанину: ее читали в церквях и читали дома, и всюду ее слова, когда они падали на уши, не утратившие еще способности слушать, воспламеняли немедленное сопереживание. То, что сотворило на континенте возрождение античной учености, было сделано в Англии на куда более глубоком уровне переводом Писания». Приведя эту цитату, Химмельфарб приглашает своих читателей, особенно неевреев, поразмышлять над подразумеваемой цепочкой аргументации. «Перевод Библии на английский язык [в 1611 году, так называемая версия короля Иакова] был английским Возрождением, основой всей последующей английской культуры, - указывает рецензент “Народа Книги” в журнале Commentary Дэвид Фрам. - Библия – это работа евреев, и наибольшая часть ее – это священный текст иудаизма. Без евреев и иудаизма никакой Англии бы не было. Таким образом, когда нынешние англичане оскорбляют евреев, они оскорбляют сами себя и свое собственное общество».
Увы, добрая старая Англия в наши дни переживает другое «Возрождение» - антисемитские предубеждения вновь здравствуют, отказавшиеся от национальных религиозных и культурных корней, левые интеллектуалы вовсю полощат еврейское государство, за которое прежде, можно сказать, ломали копья виднейшие английские политики, а столицу на Темзе с грустной насмешкой называют теперь Лондонистаном. Кто бы помнил сегодня в туманном Альбионе о достойной традиции английского филосемитизма, симпатии к евреям, о богатой, несравнимой по объему ни с одной другой страной филосемитской литературе, «отражающей принципы и политику, что сделали современную Англию образцом либерализма и толерантности»? Вот и решила рассказать об этих далеко не самых худших страницах английской истории Гертруда Химмельфарб, почетный профессор Нью-Йоркского университета, создатель изобилия книг и статей, да еще и на 90-м году жизни.
Подробности...
Венгерский «Доктор Живаго» (11.02.2012)
Венгерский «Доктор Живаго»Лев РОЖАНСКИЙ

Венгерский «Доктор Живаго»

«Лет десять тому назад, когда я планировала свою первую поездку в Париж, мой дедушка заметил, что в молодости он прожил в нем два года. Тогда я услышала об этом впервые. Он пояснил, что там у него была стипендия в школу архитектуры – как еврею, учеба в Венгрии ему была воспрещена... В Париже он проучился пару лет до того, как началась война, и тогда он потерял свою студенческую визу, вынужден был вернуться в Венгрию и был призван в армию для принудительного труда... Когда я стала задавать вопросы об этом времени, возникла серия необычных и жутких событий, и в моем сознании начал обретать форму роман - повествование о молодом венгерском еврее, который предполагал для себя одну жизнь, но которому из-за свистопляски истории пришлось вести совершенно иную».
Венгерский «Доктор Живаго»Так рассказывает американская писательница Джули Орринджер о происхождении сюжета своего романа «Невидимый мост» (The Invisible Bridge. By Julie Orringer / Vintage Books. A Division of Random House, Inc., New York), снискавшего массу восторженных отзывов американской критики и, в частности, признанного лучшей книгой 2010 года такими авторитетными газетами, как The Washington Post, The Boston Globe, The Christian Science Monitor.
Подробности...
Из портных в Маккавеи (29.11.2011)
Из портных в МаккавеиЛев РОЖАНСКИЙ

Матерь наша, Сион, зовет своих сынов,
Мы идем, мы идем тебя спасти.
Рассеянные средь народов, любящие тебя,
Мы готовы, мы идем, не зная страха.

Английская поэтесса Нина Дэвис Саламан сочинила эти стихи весной 1918 года. Написанная на них песня стала самой популярной среди солдат Еврейского Легиона, военного формирования в составе армии Его Величества, созданного правительственным решением в конце 1917 года для участия в военных действиях в Палестине. Было образовано три батальона в составе одной из старейших воинских частей - Королевских фузилёров: первый состоял из английских евреев, второй – из американских, а также канадских и аргентинских, третий (летом 1918 года) – из евреев Палестины. Сама идея создания собственно еврейских воинских подразделений в составе английской армии принадлежала известному сионистскому деятелю Владимиру (Зееву) Жаботинскому. Сначала она была отвергнута властями, однако, когда к управлению страной в 1917 году пришел кабинет Ллойд-Джорджа, который благосклонно относился к сионистским устремлениям и к тому же поставил задачу скорейшего изгнания турок-османов из Палестины, возможность использования еврейских добровольцев для участия в ее выполнении показалась англичанам привлекательной. Так по всему миру началась вербовочная деятельность. Один из примеров того, как это происходило, приводится в дневнике палестинского волонтера Баруха Гуревица, описавшего историю некоего «парня из Чикаго». Последний приехал ранее в Америку к своему деду, которой безуспешно пытался приучить его к соблюдению обрядов иудаизма; с учебой у него тоже дела не заладились, равно как и с работой; в результате он шатался по кофейням, где поигрывал в карты с такими же, как он, бездельниками. И как-то раз туда пришли два вербовщика и стали звать их идти освобождать Палестину.
Я спросил у них, а где эта Земля Израилева и что в ней хорошего. Они объяснили, что сейчас ею владеют ленивые деспотические турки, и они не позволяют, чтобы эту землю развивали. Так что в основном она не заселена, разве что малым числом бедных арабов; страна ждет своих освободителей, ждет, чтобы в нее возвратились дети Израилевы... В завершение же они сказали: запишешься, и тебя станут почитать и прославлять, а имя твое попадет в Золотую Книгу. Я спросил, а что это за книга, впервые о ней слышу. И тогда они объяснили, что у барона Ротшильда есть громадный и великолепный дворец в Париже. В самом же дворце есть особая комната, в которой хранится Золотая Книга; это большущая книга, вся из золота и покрытая драгоценными камнями. Внутри же перечислены имена всех великих людей нашего поколения; там и Ротшильды есть, и Рузвельт, и короли с рыцарями, и среди всех них появится и твое имя, ибо так ты окажешь честь Америке и всему израильскому народу. Это мне понравилось, я встал и сказал всем ребятам: пошли записываться в еврейский легион сионистов и выкинем оттуда турок.
Но, конечно, подобные полукомические эпизоды были, скорее, редкостью, а в целом игра на национальных чувствах и сам факт возрождения после двух тысяч лет изгнания еврейской военной силы, безусловно, срабатывали. Звезды Давида, которые легионеры носили на левом рукаве, усиливали их притягательность для еврейской публики. Приветствовать волонтеров, отправлявшихся из Америки в Англию для прохождения армейской подготовки, стекались толпы их восторженных собратьев при доброжелательном отношении всего населения.
Вот как 30 апреля 1918 года газета Toronto Globe описывала отбытие еврейских рекрутов в тренировочный лагерь:
Посреди волнующих сцен энтузиазма и ликования второй отряд молодых евреев отправился из Торонто на Восток, чтобы присоединиться к Еврейскому Легиону для несения службы вместе с английской армией в Палестине. Это были проводы, в которых участвовали граждане всех классов и исповеданий и которые отражали дух всего канадского народа. Евреи уже достойно проявили себя на обоих фронтах в Европе, и при оккупации Святой Земли англичанами и прекращения векового небрежения со стороны Ужасного Турка они обрели новую и затрагивающую их нацию причину желать конечного триумфа для дела свободы и права... Канада же с восхищением и верой будет следить за достижениями своих еврейских граждан-солдат на полях боев.
Из портных в МаккавеиПриведем также выдержку из воспоминаний Лейба Исаака Фалька, назначенного капелланом Легиона, о том, как четыреста английских волонтеров-евреев перед отправкой в Палестину прошли маршем через Лондон:
В лондонском Ист-Энде атмосфера была полна ликования. Английские флаги и голубые с белыми еврейские цвета представляли собой яркую картину. Что за слава! Мой Янкеле – солдат! Мой Мойшеле – солдат! И какой солдат! Благослови его Б-г! В самом деле, прием, оказанный батальону в сердце еврейского гетто, был очень эмоциональным. Те, кто был его очевидцем, никогда этого не забудут. Возгласы радости и восторга были слышны отовсюду. Улицы были переполнены. Матери, жены и сестры пытались прорваться в ряды маршировавших солдат, чтобы обнять их со всей любовью.
Подробности...
Руфь Грубер, еврейская дева доблести (29.11.2011)
Руфь Грубер, еврейская дева доблестиЛев РОЖАНСКИЙ

Сто лет исполнилось на днях Руфь Грубер, знаменитой американской журналистке и общественной деятельнице. Израильская писательница Барбара Софер посвятила ее юбилею статью в газете The Jerusalem Post. Жизнь Грубер и в самом деле неординарна – сначала казалось, что она напрочь порвала с традицией, однако судьба сложилась так, что ее возродившаяся связь с еврейским народом в результате его трагедии в годы Холокоста и борьбой за существование Государства Израиль превратили ее в иконический персонаж современной еврейской истории.
Она родилась в Бруклине в 1911 году. Ее родители владели магазинчиком спиртных напитков. Ортодоксальный иудаизм и галахический домострой не привлекали юную Руфь, жаждавшую узнать мир. Закончив в 18 лет Нью-Йоркский университет, она вскоре получила стипендию на обучение в Германии, в которую была влюблена как в «страну поэтов и мыслителей». В Кёльне она не только написала за год диссертацию, но и воочию столкнулась с опасной реальностью – нацизмом. К этому времени относятся ее первые выступления в американской прессе, посвященные набиравшему размах антисемитизму.
Руфь Грубер, еврейская дева доблестиПерешагнув столетие, Руфь Грубер продолжает живо интересоваться происходящими событиями. Она мечтает о мире между Израилем и арабами – таково ведь было пророчество Бен-Гуриона, сказала она позвонившей в ее нью-йоркскую квартиру Барбаре Софер, он поделился им со мною незадолго до своей смерти.
Ниже мы предлагаем вниманию читателей рассказ о автобиографической книге Руфь Грубер «Внутри времени. Мое путешествие из Аляски в Израиль» (Inside of Time: My Journey from Alaska to Israel. By Ruth Gruber. / Carroll & Graf Publishers. New York). Это и в самом деле история уникальной судьбы в уникальное время.
Подробности...
Тревожный сентябрь 2011 года (18.10.2011)
Тревожный сентябрь 2011 годаЛев РОЖАНСКИЙ

Похоже, что за Израиль взялись всерьез. Разговоры о мире – и это непонятно только абсолютно невменяемым левым – по-прежнему остаются камуфляжем для принуждения еврейского государства к смертельно опасным для его безопасности уступкам, а далее и для конечной цели арабов – Палестины «от реки до моря», т.е. от реки Иордан и до Средиземного моря. Но уже без евреев. К последней сессии Генассамблеи ООН активизировался и, казалось бы, канувший в лету ближневосточный Квартет (ООН, ЕС, Россия и США) – в своем заявлении от 22 сентября он предписал сторонам конфликта провести первую стадию переговоров, которые следует завершить до конца с.г. А далее предстоит конференция в Москве с очередным выламыванием рук правительству Биньямина Нетанияху. И это при условии, что последний устоит – заинтересованные в его отстранении от власти внешние силы уже вовсю дестабилизируют внутреннюю ситуацию в стране.
Как пишет Дэниел Гринфилд, сотрудник Freedom Center в Нью-Йорке, обмен колкостями между Нетанияху и Обамой в мае побудил демократов к поискам путей, чтобы вынудить израильского премьера уйти в отставку. На кону стоят еврейские голоса на выборах. Замена Нетанияху на ставленника левых, который был бы готов к умиротворению палестинцев, заживила бы трещину между Обамой и еврейскими голосами. Поэтому был принят к исполнению план, разработанный месяцом ранее поллстером (специалистом по опросам общественного мнения) Стэнли Гринбергом, фирма которого уже взаимодействовала с Институтом Открытое Общество, принадлежащим ультралевому миллиардеру Джорджу Соросу. Суть этого плана состояла в использовании социальных протестов в Израиле для создания нового большинства, которое привело бы к формированию левого правительства.
Подробности...
Бабий Яр – я помню!.. (18.10.2011)
Лаура ДЖАВАТХАНОВА

Бабий Яр – я помню!..Мировая история знает много трагедий. Но порой бывает так, что некоторые трагедии – трагедиям рознь. Та трагедия, что произошла ровно 70 лет назад в Бабьем Яру, неподалеку от Киева, между районами Лукьяновка и Сырец, поражает своей невероятной жестокостью. Тогда в Бабьем Яру в течение двух дней было расстреляно около 34 тысяч человек, а в последующие два года – более 100 тысяч человек, среди которых большинство – евреи.
В Монреале стало традицией ежегодно отмечать память жертв Бабьего Яра. В этом году, во вторник, 4-го октября для того, чтобы почтить память и помолиться за души убиенных, в Большой зал YM-YWHA пришли люди разных поколений и разных вероисповеданий. Зал был полон, потому что это общая трагедия всего человечества в целом.
Вечер памяти открыл Марк Гройсберг, президент Совета Объединенной общины русскоговорящих евреев Квебека, член Совета директоров Федерации CJA. В своей речи он вкратце рассказал об истории событий, произошедших в Бабьем Яру. Он подчеркнул, что память о невинно загубленных должна быть сохранена навечно.
Вслед за ним после минуты молчания выступил Генеральный консул Израиля Джоэль Лайон. Господин Лайон сказал о том, что, к сожалению, известны имена не всех расстрелянных. Но помнить нужно их всех, вместе взятых и по отдельности. По его словам, только у тех людей, которые помнят и чтут прошлое, есть будущее. Он поделился тем, что незадолго до начала вечера памяти он беседовал с местным жителем, и что тот был поражен, узнав о количестве убитых во время Холокоста. Он не мог поверить, что среди убитых были старики, женщины и дети. Настолько это жестокое преступление кажется невозможным, невероятным, но оно все-таки было…
Подробности...
Судьба (18.10.2011)
СудьбаГеннадий ГЛУХОВСКИЙ

Памяти моего отца
Самуила Давидовича Глуховского

Геннадий Глуховский имеет высшее техническое образование. Работал в геодезических партиях Дальнего Востока СССР, затем в научно-исследовательских институтах. Печатался в периодических изданиях России, Израиля, США, Германии. В 2010 году у Геннадия вышел небольшой сборник очерков.
Живёт в Москве.

Я помню этого шестидесятилетнего высокого, стройного, седовласого человека, похожего на тренера по волейболу. Всегда спокойный, говорил он негромко, тщательно подбирая слова.
Он преподавал немецкий и латынь в Калужском педагогическом институте. Подрабатывая во Всесоюзном бюро переводов, приезжал в Москву для того, чтобы сдать выполненную и взять новую работу. Иногда, не успев завершить дела в Москве, оставался у нас ночевать. И тогда они с отцом за затянувшимся ужином вели долгие беседы.
Это были мои студенческие годы, я редко появлялся дома к ужину и потому, как правило, не участвовал в их беседах. Однажды, когда я с наглым невежеством заявил, что мне этот «лающий» немецкий язык не нравится, он покачал головой и с грустью сказал: «Вот что делают плохие военные фильмы. В них немцы говорят не на немецком языке – это пародия на немецкий язык. Если бы ты мог читать в подлиннике Гейне…». До сих пор вспоминаю это со стыдом.
О судьбе этого человека много лет спустя рассказал мне отец, бывший во время войны армейским корреспондентом и ставший в мирное время военным писателем. Отец собирался написать о нем повесть, но целый ряд причин не позволил ему это сделать.
Не так давно я перечитал отцовские записные книжки и дневники военных лет. Мне удалось собрать некоторый архивный материал, воспоминания самых разных людей. И я счел своим долгом рассказать историю этого человека, историю, которую не смог поведать мой отец.
Подробности...
«В одной квадратной миле Израиля больше мужества, чем во всей Европе» (16.09.2011)
«В одной квадратной миле Израиля больше мужества, чем во всей Европе»Лев РОЖАНСКИЙ

Вот и Эйлат прибавился к тем местам в Израиле, где надо опасаться арабских терактов. Демилитаризованный Синай, в течение изрядного времени бывший относительно тихой заводью, после свержения египетского президента Хосни Мубарака стал превращаться в развернутый тренировочный лагерь для джихадистов, включая «Аль-Каеду», - по некоторым данным, там находятся до десяти тысяч «студентов». «Арабская весна» обернулась не торжеством просвещенной демократии, а новым наступлением против Израиля, уничтожение которого рассматривается мусульманскими фундаменталистами как первая стадия на пути к установлению всемирного государства, где царствует ислам, - халифата. Конечно, между разными течениями ислама, равно как и между мусульманскими странами, существуют противоречия и весьма серьезные. Чей, например, заказ выполняли палестинские «Комитеты народного сопротивления», осуществившие нападения на израильтян на юге Израиля неделю с лишним назад? Одна из очевидных целей – это не только осложнение отношений между Израилем и Египтом, но и усиление давления на правящую пока что в Каире военную хунту. Другая – переключение мирового внимания от событий в Сирии, чтобы попытаться удержать у власти президента Асада, ключевого союзника Ирана и «Хезболлы». Все это с достоверностью указывает на причастность к новому витку напряженности проиранских сил, и хотя «Хамас», контролирующая Газу, поспешила заявить, что ей ничего не было известно о готовившейся операции, поверить в это сложно. Тем не менее, внешне израильтяне это оправдание как бы приняли и свой удар возмездия нанесли по верхушке «Комитетов», не тронув собственно «Хамас». Вероятно, эта сдержанная реакция сорвала замысел спровоцировать куда более масштабный конфликт: как отмечает сотрудник израильского The Jerusalem Center for Public Affairs Ионатан Халеви, операция в южном Израиле подготавливала сцену для широкой военной эскалации в Газе во время священного месяца Рамадан, которая бы породила ударную волну по всему арабскому миру. «Подобный сценарий, - указывает известный аналитик Джордж Фридман, президент центра STRATFOR, - представляет Израиль как агрессора, а “Хамас” - как жертву, позволив ей через эту войну добиться максимального эффекта в Египте и среди палестинцев, так же как и в исламском мире и Европе». Короче говоря, как пишет в своем регулярном меморандуме вашингтонский центр Jewish Institute for National Security Affairs (JINSA), «Израиль вернулся к тем дням, когда ничего нельзя принимать за данность, включая арабских партнеров и американскую поддержку».
Говоря о сомнительности «американской поддержки», JINSA, разумеется, имеет в виду нынешнюю администрацию США и имеет на это все основания. Здесь же хотелось бы представить другое, далекое от официозного проявление поддержки Израиля американцами – это выступление известного консервативного оратора Гленна Бека на митинге христиан-евангелистов у Храмовой горы в Иерусалиме, состоявшемся 24 августа, как раз в те дни, когда раны от эйлатских терактов были еще свежими.
Подробности...
Убийство, которое никто не хотел раскрывать (5.08.2011)
Убийство, которое никто не хотел раскрыватьЛев РОЖАНСКИЙ

В ночь на 1 июля 1973 года в Бетесде, штат Мэриленд, у своего дома был застрелен военно-воздушный атташе Израиля в Вашингтоне Джозеф Алон. Наутро об этом прочитал за завтраком в местной газете один обычный американский подросток, живший всего в трех кварталах от места происшествия и традиционно подрабатывавший в летнее время на заправке, которая принадлежала его отцу. «Это июльское утро стало поворотным пунктом в моей жизни, - пишет вице-президент компании Strategic Forecasting (Stratfor) Фред Бэртон в книге “Погоня за тенями” (Chasing Shadows: A Special Agent’s Lifelong Hunt to Bring a Cold War Assassin to Justice. By Fred Burton and John Bruning / Palgrave Macmillan, New York). – Впервые насилие ворвалось в единственное место, где я чувствовал себя в безопасности, - в мой дом. У меня было довольно туманное представление о том, что вне городских пределов Бетесды мир полыхал. Однако здесь, в тихом и укрытом листвой пригороде, эти вещи нас как бы не касались».
Однако потрясение и возникшее в связи с этим чувство уязвимости сыграли решающую роль в том, что Фред Бэртон выбрал для себя путь защитника спокойствия и мира - сначала он пошел в полицию, а потом стал агентом по борьбе с терроризмом в дипломатической Службе безопасности (Diplomatic Security Service – DSS). И все это время, чем бы ему ни приходилось заниматься, - при том, что поездил и повидал он достаточно ужасов, не на одну жизнь хватит, - в его памяти всегда оставался тот случай, который уничтожил его «иллюзию безмятежности», преступление, которое так и осталось нераскрытым.
Подробности...
СИРОТИНСКИЙ ЛЕС (5.08.2011)
СИРОТИНСКИЙ ЛЕСЗиновий Рогов

(Малоизвестные страницы Холокоста)
К 70-летию Сиротинской трагедии
Памяти жертв фашизма посвящаю

Вся наша большая семья, за исключением моего младшего брата и нескольких двоюродных братьев и двоюродной сестры, которые родились в Ленинграде, были родом из Белоруссии.
До Октябрьской революции в крестьянской семье моего дедушки Моисея Рогова было около девяноста родственников. До и после революции их количество сократилось: одни в 1912 году бежали в Америку, другие переселились в Польшу, а третьи переехали в другие города или служили в Красной Армии.
Подробности...